Практикум по русскому языку

Программа «Практикум по русскому языку» рассчитана на учащихся 8-9 классов
общеобразовательных школ. Оно дополняет программу русского языка 5-9 классов,
корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий экзамена по
русскому языку. В данной программе большое внимание уделяется обучению
написания сжатого изложения. В современных программах не содержится
законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых
текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных
речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым
изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по
подготовке к экзаменам. Программа позволяет подробно рассмотреть все этапы
работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в
написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку
для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Данная программа предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки
зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой
принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие
логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению
заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.
На каждом уроке предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести
устойчивые навыки).
Программа рассчитана на 8-9 классы продолжительностью 34 часа из расчета 1
час в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения
русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов.
Программа «Подготовка к экзамену по русскому языку» состоит из трех основных
разделов:
1.Сжатое изложение (задание 1)
2. Сочинение (задание 13.1, 13.2, 13.3)
3. Задания 2-12
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это
написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых
являются следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства
обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить
понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.
Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен
или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы
ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий:
текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При
работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем,
являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно
подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и
синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи,
которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с
элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать
микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет
коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание
уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему
собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры,
рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность
аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню
развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и
заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и
позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинениюрассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи
(повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на
рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного
высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению заданий 2-8
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа
и задания с кратким открытым ответом.
Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных,
местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий,
предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное,
раздельное, дефисное написание слов.
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном
предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи).
Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными

членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями
(словами и словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление,
примыкание)
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными
определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами.
Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные
обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые
предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное
подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и
подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы
выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения.
Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот,
сравнение, фразеологизм, литота.
Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный
запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц,
поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова.
Лексическое значение слова.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».