Технология ЗПР 1-4 класс
Аннотация к рабочей программе по учебному
предмету
«Технология» 1-4 класс для
обучающихся с
ЗПР
Учебный
предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и направлен на
формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и
культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной
деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики,
коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Рабочая
программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и АООП НОО
обучающихся с ЗПР. Программа отражает содержание обучения предмету «Технология»
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ
изучения предмета «Технология» в соответствии с АООП заключается в:
- создании
условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с
ЗПР, для успешной социализации в обществе;
- приобретении
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью;
-
формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология»
представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики,
пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций,
несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии
перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР
особыми образовательными потребностями определяются задачи учебного предмета:
-
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий;
-
усвоение правил техники безопасности;
-
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового
взаимодействия;
-
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение
умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в
жизни;
- формирование
положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий
и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Учебный
предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших
школьников с ЗПР, так как является основным
для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение.
Он имеет отчетливую практикоориентированную направленность. реализуется на
протяжении всего периода начального образования и позволяет не только
формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для
школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки
и пр.).
Коррекционная
направленность заключается также в расширении и
уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности,
что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего
школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого
планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют
появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как
одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
В
ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования
деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом
изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной
регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также
необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению
запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию
универсальных учебных действий (УУД).
Роль
предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы
духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности
непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.