ОДНКНР
Программа по
ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
В программе по
ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, учитываются
возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс
"Основы духовно-нравственной культуры народов России" носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР
- духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В
процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить
в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной
культурой России.
Курс
ОДНКНР формируется и преподается в соответствии с принципами культурологичности
и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации,
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В
процессе изучения курса «ОДНКНР» обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, ее
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Рабочая
программа по учебному курсу «ОДНКНР» разработана с учетом формирования
функциональной грамотности школьников (читательская грамотность,
естественно-научная грамотность, математическая грамотность и т.д.).
Формирование компонентов функциональной грамотности обучающихся в рамках
учебного курса «ОДНКНР» реализуется через
планируемые результаты, сформулированные в соответствии с ФГОС нового поколения
начального (основного) общего образования. Обучение по программе учебного курса
«ОДНКНР» осуществляется с использованием
верифицированных электронных и цифровых образовательных ресурсов».
Рабочая
программа учебного курса «ОДНКНР» соотносится с программой воспитания МАОУ
«Каменноозерская ООШ» на 2023 -2024 уч.год.
Воспитательный
потенциал учебного курса «ОДНКНР»
реализуется через:
- максимальное использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение целевых ориентиров результатов
воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков;
- включение тематики в соответствии с
календарным планом воспитательной работы;
- инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- применение интерактивных форм учебной
работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы
поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
МАОУ «Каменноозерская ООШ», установление и поддержку доброжелательной атмосферы
в период смены;
- инициирование и поддержку
исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение
индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Содержание
курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через
актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип
культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического,
а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в
преподавании ОДНКНР означает важность терминологического единства,
необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем
и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5 - 6
классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип
формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание
важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к
Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной
жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Целями
изучения учебного курса ОДНКНР являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание
условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование
и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация
собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели
курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение
предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
приобретение
и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие
представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
становление
компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование
основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение
рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание
уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов Российской Федерации;
содействие
осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование
патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в
истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности.
Изучение курса
ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
расширению
и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного
чтения и других предметов начального общего образования;
углублению
представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской
Федерации, их роли в развитии современного общества;
формированию
основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
воспитанию
патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к
людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению
культур;
пробуждению
интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
осознанию
приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию
природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
формированию
ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
получению
научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию
информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
Общее число
часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 51 час: в 5 классе – 34
часа, в 6 классе – 17 часов.