Музыка
Программа по музыке на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного
общего образования ФГОС ООО, ФОП ООО, а также федеральной рабочей программе по
предмету «Музыка».
УМК Музыка 5-й класс учебник / Сергеева
Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», Музыка
6-й класс учебник, / Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение», Музыка 7-й класс учебник, / Сергеева Г. П.,
Критская Е. Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», Музыка: 8-й
класс: учебник, / Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности
личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития
внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой,
другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в
качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе
является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие
века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не
только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим
вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию
причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное
обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное
развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и
воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной
сфер, творческого потенциала.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный
опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,
идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ
произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение
через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
•
становление системы ценностей обучающихся,
развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
• развитие
потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации; формирование творческих способностей
ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной
деятельности.
Изучение музыки предполагает активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и
творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география,
история, обществознание, иностранный язык.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, –
136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).