Экологическая грамотность
Программа по предмету «Экологическая грамотность» на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, ФОП ООО, примерная образовательная программа
учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (предметная
область «Естественно-научные предметы») для 5-9 классов образовательных
организаций, реализующих образовательные программы основного общего
образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
26 октября 2020 № 4/20.).
Программа по предмету «Экологическая грамотность» направлена на осознание и осмысление
обучающимися:
• идей единства и
многообразия, системности и целостности природы;
• идеи
взаимозависимости природы и человека;
• идеи гармонизации
системы «природа-человек».
В ходе изучения предмета «Экологическая грамотность»
учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования.
В программе по предмету «Экологическая грамотность»
определяются основные цели изучения экологической грамотности на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по
финансовой грамотности: личностные, метапредметные, предметные. Предметные
планируемые результаты даны для каждого года изучения предмета «Экологическая
грамотность».
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного
компонента, что определяется социальным заказом современного общества в связи с
возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды и, как
следствие, увеличивающимися экологическими рисками. Предлагаемые в содержании
курса занятия помимо теоретического материала, содержат опыты, наблюдения, лабораторно-практические,
исследовательские, проектные работы по изучению экологической динамики
экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия
предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого
практикума. Цель курса:
формирование и развитие у школьников:
• Экологического
сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества.
• Системы
естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически грамотные
решения как одного из видов функциональной грамотности учащихся.
• Исследовательских
умений и навыков экологически грамотного поведения.
Задачи курса:
• Формирование
готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам улучшения
качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции
в отношении защиты и сохранения природы.
• Развитие
интереса к экологии как научной дисциплине.
• Формирование
экологических знаний, умений и культуры школьников в ходе теоретической
подготовки и проектно-исследовательской деятельности.
• Привитие
интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик по
изучению состояния экосистем, организации мониторинговой деятельности.
• Освоение
методов комплексной оценки и прогноза изменений состояния объектов социоприродной
среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
• Профессиональная
ориентация школьников.
Общее число часов, предлагаемых для изучения экологической грамотности,
составляет 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). Изучение предмета ведется по результатам
анкетирования законных представителей обучающихся и предмет входит в учебный
план МАОУ «Каменноозерская ООШ» в части, формируемой участниками
образовательных отношений.