Введение в химию
Рабочая программа учебного предмета
«Введение в химию» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта основного общего образования, ФОП,
федеральной рабочей программой по предмету «Химия».
Программа по химии даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование по разделам и темам программы
по химии, определяет количественные и качественные характеристики содержания,
рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к
результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного
общего образования, а также требований к результатам обучения химии на уровне
целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности
обучающегося по освоению учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения
обучающегося, его представлений о материальном единстве мира, важную роль
играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об
эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных проблем устойчивого
развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической
безопасности, проблем здравоохранения.
Курс состоит из четырѐх частей.
Первая тема курса – «Химия в
центре естествознания» - актуализирует химические знания учащихся, полученные
при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о
природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м
классе но-вого предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания
на положительные эмо-ции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится
мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого
предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира
уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями
стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому
рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение,
описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений
учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников
лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу
естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным
лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов,
химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций
с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов
наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует преду- смотренный в
курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требо-
ваниям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения
химии экспериментальные работы лонгитюдного (продолжительного по времени)
характера (выращива- ние кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Учебный материал второй темы
курса – «Математика в химии» - позволяет совершенствовать умения, необходимые
при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе химии
основной школы. Акцент в первую очередь сделан на умение вычислять часть от
целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объѐмная доли
компонентов смеси, в том числе и доля примесей)
Третья тема – «Явления,
происходящие с веществами» - дополняет сведения учащихся об известных им
физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на
следующей ступени обучения.
В четвёртой теме – «Рассказы по
химии» - интересно и занимательно повествуется об учѐных- химиках, удивительном
мире химии, открытиях, реакциях и веществах.
Изучение курса предусматривает
широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли
самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего
химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических
конференций, за- щита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как
анализ и синтез, сравнение и обобщение, вы- движение и подтверждение или
опровержение гипотез и т.д.
Общее число часов, предлагаемых для изучения предмета
«Введение в химию», составляет в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю). Изучение
предмета ведется по результатам анкетирования законных представителей
обучающихся и предмет входит в учебный план МАОУ «Каменноозерская ООШ» в части,
формируемой участниками образовательных отношений.