Занимательная информатика
Рабочая
программа учебного предмета «Занимательная информатика» составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, ФОП ООО, примерной рабочей программы по предмету
«Занимательная информатика».
УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю..
Рабочая программа дает представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Занимательная информатика» в 5–6 классах на базовом уровне;
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование
по разделам и темам курса; дает распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и последовательность их изучения с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для второго года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации).
Изучение занимательной информатики в 5–6 классах вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
обеспечивая:
–
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счет развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
–
формирование понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер
жизни современного общества;
–
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решенными
ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
–
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний,
умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в
современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
–
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации
с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и созидательной
деятельности с применением средств информационных технологий.
Учебный предмет «Занимательная информатика» в основном общем
образовании отражает:
−
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов
в различных системах;
−
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
−
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное
влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и
в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения.
Учебный предмет «Занимательная информатика» в основном общем
образовании интегрирует в себе:
−
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной
деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
−
теоретические основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования, изложение которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в
младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учет имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в
старших классах;
−
информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Основные задачи учебного предмета «Занимательная
информатика» — сформировать у
обучающихся:
−
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики
периода цифровой трансформации современного общества;
−
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
−
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании; −
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
−
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
−
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для
решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной
этики и права, основами информационной безопасности;
−
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Программа по занимательной информатике для 5–6 классов
составлена из расчета общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час
в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.