Литература Урала 2-3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература Урала» для 2-3 классов составлена
в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, является приложением к основной общеобразовательной программе начального общего
образования. Рабочая программа содержит планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты ее освоения.
В соответствии с учебным планом
МАОУ «Каменноозерская ООШ» на учебный
предмет
«Литература Урала» на уровне начального общего образования отводится
34 часа.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей законом художественной формы, как средства выражения мыслей и чувств автора,
и формирование у учащихся представление о
литературе Урала, тенденциях и особенностях ее развития
Основные задачи программы:
Обучающие:
– понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира «глазами» автора;
–
включить в
произведение свой, чужой для автора жизненный и культурный контекст, т.е. выработать свою точку зрения на то, что
изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть
условный мир произведения своими «глазами» – «глазами» читателя.
Развивающие:
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей,
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Литературное чтение»,
-
воспитание любви к родине,
- расширение коммуникативных способностей детей.
Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой
художественного текста, постепенно
усложняющегося. А рабочим
материалом служат малые
жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка,
небылица, побасёнка
Программа
курса:
направлена
на формирование духовно-богатой, творчески
мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной
в систему национальной и мировой культур, способной в будущем на участие в
духовном развитии общества. Программа направлена на формирование грамотного
читателя, свободно владеющего словом.
Данная рабочая программа составлена: на основе Программы «Литература Урала».
Учебная
программа для основной школы под редакцией Созиной Е.К., Литовской М.А.,
Лейдермана
Н.Л., Екатеринбург, У-Фактория, 2006
Принципы изучения литературы Урала в школе следующие.
1.
Изучение литературы родного края в контексте общероссийского литературного
процесса,
из чего следует необходимость отчетливо установить: 1) какие произведения
местных
авторов создавались под влиянием художественных тенденций общероссийского
масштаба
или в очевидной связи с ними; 2) в чем уральские книги углубляли и
развивали
эти общероссийские тенденции; 3) в чем литературный процесс на Урале
опередил
и инициировал искания всей современной ему отечественной литературы.
2.
Верность эстетическим критериям при отборе произведений для анализа и оценки
их
идейно-эстетических достоинств, предполагающая ориентацию на «образцы»
художественной
культуры и искусства слова, т.е. на наиболее значительные произведения
отечественной
словесности, созданные в тот или иной период развития литературы.
3.
Распределение произведений уральских авторов в программе осуществляется по
следующим
трем видам усвоения.
3.1.
Произведения, обязательные для чтения и изучения их на уроках литературы.
3.2.
Произведения уральских писателей, которые предлагаются для чтения и
обсуждения
в школе.
3.3.
Третью группу составляют произведения, которые рекомендуются для внеклассного
чтения. Знакомство с ними может идти как бы параллельно основному курсу, и
направлено на расширение культурного кругозора школьников. В распоряжение
учителя и ученика предоставляются достаточно широкие списки «региональной»
литературы по различным темам, рассчитанной на разные интересы учителя и учеников.
Принципы
отбора и структурирования материала:
литературная и общественная значимость
произведения, их литературно критическая оценка;
репрезентативность произведения для творчества
изучаемого писателя;
доступность литературного произведения
школьникам.
Изучаемые произведения соответствуют
цели программы, способствуют решению
обозначенных
задач. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает
учителю
право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы.
Произведения
доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и
возрастным
особенностям школьников